Что мешает быстро читать
Все люди читают. Конечно, некоторые читают несравнимо больше, прочитывая за год около сотни книг. Другие же читают во много раз меньше, за год-два преодолев всего одну книгу. Что ж, это дело добровольное, и заставлять кого-то делать то, что ему не нравится, бесполезно и глупо. Встречаются даже люди, которые годами живут, совершенно не читая ни художественной, ни профессиональной литературы. Но, тем не менее, читают даже они. Если не книги, то газеты, журналы, объявления, вырезки или надписи на консервных банках, чтобы узнать состав содержимого. Манера чтения на первых этапах у всех людей тоже разная, так же, как и манера ходить – одному малышу необходимы ходунки для ребенка, а другой обходится и без посторонней помощи…
Но во время учебы читать приходилось всем. Неважно, что читали эти люди – учебник химии за 7 класс или основы тематического анализа за третий курс технических высших учебных заведений. И наверняка с каждым человеком при этом когда-нибудь случалась такая неприятность, что встреченный термин просто не нес в себе никакого смысла. То есть смысл, конечно же, был, но при этом он оставался тайным. Что же приходилось делать в таких условиях? Разумеется, просто возвращаться на несколько строк или страниц назад и искать злополучный термин. Само собой, из-за таких повторов и возвратов скорость заметно падала, и это весьма неприятно.
Из-за чего же может так получиться? Почему внимательно прочитанный, казалось бы, текст частично остается непонятным?
Оказывается, этому есть довольно простое и понятное объяснение.
Дело в том, что чтение любого текста происходит неравномерно. Да-да, человек, читающий строчку текста, не передвигает взгляд равномерно. Тот словно бы своевольно передвигается небольшими рывками по тексту. Если немного сосредоточиться на этом, такие скачки заметит любой человек. Итак, передвигаясь рывками, взгляд выхватывает сразу несколько слов, и именно во время остановки мозг воспринимает информацию.
Этой удивительной теме было посвящено довольно много исследований, и они принесли весьма и весьма интересные результаты. Как показали исследования, рывками читают абсолютно все люди. Исключение составляют лишь дети и люди, болеющие различными нервными расстройствами, мешающими читать. И тем, и другим переходится читать медленно, почти по слогам и чуть ли не держа палец в том месте строчки, где он сейчас читает. Но обычные взрослые люди, читающие про себя, читают немного по-другому. Как уже говорилось, взгляд рывками передвигается по строчке. Время от времени взгляд останавливается на месте, после чего делает ещё один рывок. Эта остановка занимает около четверти секунды. Именно столько времени нужно человеческому мозгу, чтобы прочесть, понять и запомнить данную информацию. Неважно, быстро человек читает или же медленно – на время остановки это практически не влияет. Однако человек, читающий много и часто, добивается здесь некоторых результатов. Например, читая книгу, написанную не слишком мелких подчерком, на прочтение одной строки он тратит около 3 «остановок». То есть если допустить, что на одной странице помещается 15 слов и предлогов, получается, что за одну остановку и потраченную за неё четверть секунды привычный читатель успевает зафиксировать около пяти слов. Именно за четверть секунды он читает, анализирует и запоминает информацию, вложенную в эти пять слов. Если же человек читает намного медленнее, не слишком любит чтение и просто не очень часто уделяет время такому занятию, то остановки между рывками составляют все ту же четверть секунды. Вот только при чтении той же самой книги и той же самой строчки, его глаза успеют сделать не 3 цикла «прыжок-остановка», а пять, семь или даже десять. То есть вместо того, чтобы охватывать взглядом, расшифровывать и запоминать информацию в три приема, он делает это, к примеру, в семь приемов. Таким образом, за одну остановку в четверть секунды он запоминает не пять слов, а всего два слова. Разумеется, привыкший читать человек прочитает данную книгу всего за три дня, в то время как не любящий чтение, но почему-то вынужденный читать, человек прочитает ту же книгу за неделю. Кроме того, он будет вынужден часто возвращаться назад, не успевая зафиксировать прочитанную книгу в сознании. Это явление имеет собственное название – регрессия.
Чаще всего регрессия является следствием вялого мышления и непривычки быстро воспринимать информацию. То есть даже при затрате четверти секунды всего на два слова, человек не может тщательно усвоить их. Разумеется, из-за таких регрессий скорость чтения будет значительно сбита. Из-за постоянных возвращений, поиска нужного места и просто медленного чтения, изучение даже интересного материала может превратиться в пытку.
Что же можно посоветовать для того, чтобы избавиться от такого неприятного явления, как регрессия? Для того, чтобы привить ребенку привычку к чтению, родители должны начинать с самого раннего возраста, еще до того, как купить стульчик для кормления. Взрослым, разумеется, нужно просто иметь как можно больше практики, то есть чтения. Начинать лучше с простых и легких для восприятия книг. И наращивать сложность материала следует понемногу.