Военная наука: лучше меньше да лучше. Но лучше ли?

О реформе военного образования госслужащие Минобороны распространяются не настолько нередко и детально, как о преобразованиях в войсках. Быть может, именно потому перемены в стенах альма-матер будущих офицеров стали неожиданностью и внесли сумятицу в умы преподавателей. Коррективы коснулись всей системы: от среднего уровня до высшего. В т.ч., в Суворовском училище были выведены за штат и уволены в запас все офицеры-воспитатели, на должностях остались лишь гражданские лица. Однако главные перемены произошли в самой концепции обучения. "Ранее это было обучение для мальчиков с 14 лет, грубо говоря, подготовка будущих студентов для институтов, чтоб они освоили азы военного обучения, прошли КМБ и были подготовлены для исполнения обязанностей в должности командиров отделений, - поделился с "Фонтанкой" 1 из бывших преподавателей СВУ. - Ранее одним из показателей было, сколько суворовцев поступило в военные учебные заведения, в прошлом г. все льготы для суворовцев отменили, и вместо внеконкурсного поступления без сдачи экзаменов, сейчас все на общих основаниях - ЕГЭ. Т.о., потерян сам смысл обучения в суворовском училище".
Иначе говоря, случилось "огражданивание" военного училища с принижением его статуса. "Вроде бы имя осталось то же, преподаватели практически все остались, однако изменилось само учение, - говорят преподаватели. - Сейчас суворовского военного училища не стало как такового. В этом г. суворовцы не стали участниками парада на Дворцовой площади, все эти диалоги о подготовке к экзаменам - чепуха. Сколько лет и экзамены сдавали, и в парадах принимали участие, и все было нормально".
Часть офицеров после сокращения не захотели служить в статусе гражданских преподавателей и ушли. Большая часть, правда, остались, однако это связано с тем, что они не желают кидать своих ребят на полпути. "Воспитание - непростой процесс сам по себе, весьма длительный и ответственный, - объясняют собственную позицию офицеры в запасе. - Когда им занимаешься, невольно вкладываешь свои силы и душу и хочешь увидеть результаты собственного усилий. Часть офицеров именно поэтому и остались - чтоб довести до ума своих ребят, внутренние воззрения не позволяют им поступить иначе". Однако, выпустив своих воспитанников, и они уйдут. Придет ли кто-то на смену - загадка, покрытая мраком. Действующие военнослужащие, ясно, - нет. Выпускники гражданских вузов - вероятно. Однако как педагог, не служивший в вооруженных силах, может подготовить будущее армейское пополнение? Это даже звучит нелепо.
Быть может, офицеры относились к переменам с крупным пониманием, если бы им хоть кто-то удосужился объяснить смысл происходящего. Однако из Москвы просто приходят директивы, при этом, без любых инструкций, как выполнять это все на практике. В результате складываются действительно идиотические ситуации. К примеру, ранее, когда офицер-преподаватель входил в класс, подавалась команда "Смирно", и это было весьма естественным. Сейчас же выполнять воинские ритуалы в отношении гражданских лиц, хотя бы бестолково. "Или теперь службу дежурными по училищу несут те офицеры, которые еще не уволены (пока не обеспечены жильем, они располагаются за штатом), впрочем как у гражданской организации подобной службы быть не должно. Если мы гражданские, значит, это обязана быть вневедомственная охрана или охранное предприятие, - недоумевают бывшие военные. - Подобных моментов немало, когда просто на ходу приходится искать решение тех или других проблем".
В этом г. в суворовские училища начинается набор на 7-летнее обучение, однако основное, посреди учеников появятся девочки. Где они будут жить, будут ли это смешанные классы или будет нужно разделять, обязаны ли представительницы прекрасного пола носить форму, в каком объеме рассчитывать для них физическую нагрузку - ответы на эти вопросы, по видимости, также будет нужно искать по ходу обучения. Однако останется ли тогда хоть что-нибудь от старой школы военных училищ? "На сегодня это просто интернат на балансе Минобороны, - уверен собеседник "Фонтанки". - То есть Минобороны для своих офицеров, военнослужащих контрактной службы предоставляет такую возможность: они выполняют задачу где-то в горячих точках, при том их дети получают хорошее образование, воспитание в стенах этого интерната".
Грянули перемены и в иных военных учебных заведениях. Прежде всего сокращается численность набора курсантов. Также, все петербургские учреждения, готовящие специалистов для Военно-морского флота, утратили собственную автономность и стали филиалами Военного учебно-научного центра на базе Военно-морской академии, о создании которой Минобороны сообщало еще в 2008 г.. Планировалось, что к 2013 г. все военно-морские вузы и училища (в частности и Нахимовское) оставят свои здания в Спб и переедут в Кронштадт, где почти с нуля будет отстроен военный городок с суперсовременной инфраструктурой и научно-материальной базой.
Реализация этого грандиозного замысла, может оказаться, и началась, лишь продвигается тихо-тихо (без освещения в СМИ), а стройки, по видимости, накрыты шапкой-невидимкой, чтоб никто их не увидел ранее времени. Поговаривают, что срок сдачи работ уже передвинут на 4 г. вперед. Если это так, то бесстрашие военных госслужащих - затевать эксперименты с кронштадтскими моряками в 17-м г. - заслуживает уважения.
Минобороны по собственному обыкновению перемены в военном образовании особенно не выставляет напоказ и не комментирует. Так или иначе, "Фонтанке" удалось разыскать доклад замминистра Николая Панкова двухгодичной давности, в коем детально и поэтапно рассказывается о том, во что превратятся военные учебные заведения страны. Помимо того, тут указываются цели и задачи проводимой реформы. Они напрямую связаны с сокращением численности войск в 3,5 раза. В связи с этим, 60 тыс. офицеров, каждый год выпускаемых советскими, а позже и российскими вузами, просто-напросто не нужны. Мало того, на содержание 64 военно-учебных заведений уходят крупные средства - до 15 млрд руб. каждый год. В целях экономии и модернизации образовательной системы, к 2013 г. планируется оставить всего 10 системообразующих вузов: 3 военных учебно-научных центра, 6 академий и 1 университет.
Кроме военно-морского центра в Кронштадте, появятся аналогичные объединения подготовки кадров для Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. Академии же будут укрупнены по следующему принципу: к московской академии ракетных войск стратегического назначения присоединяются Серпуховский и Ростовский институты; в питерскую космическую академию войдут Череповецкий и Московский институты радиоэлектроники; Кемеровское, Рязанское и Новочеркасское училища связи, и Ставропольский институт и Краснодарское училище разместятся под крышей Санкт-Петербургской академии связи; в Кострому в академию войск радиационной, биологической и химической защиты и инженерных войск переедут Тюменское и Нижегородское училища и Саратовский институт химической безопасности; тоже в Спб будет базироваться академия тыла и транспорта, которая включит в себя Военно-транспортный университет ж/д войск, инженерно-технический университет, Вольское и Ульяновское училища, Военно-ветеринарный и Тольяттинский институты; переедут в Северную столицу военные медики из Самары, Саратова и Томска, под крыло ВМЕДА к тому же перейдут курсанты питерского института физической культуры.
Как нужно из доклада Панкова, это объединение - лишь I шаг. Впоследствии в состав профильных вузов войдут образовательные учреждения начального и среднего профобразования, суворовские училища и кадетские корпуса. После Военная академия тыла и транспорта будет переброшена в город Вольск, а академия связи - в Новочеркасск или Ставрополь. Михайловская военная артиллерийская академия перестанет существовать как отдельная единица и войдет в состав учебно-научного центра ВВС.
Начиная собственную реформу, мыслители из Минобороны понимали, что она вызовет массу негативных откликов у бывших, действующих и будущих преподавателей и курсантов. Однако заверяют, что, разрабатывая план модернизации, руководствовались принципом "не навреди". В одном штабисты не ошиблись - в адрес президента, Совета Федерации и Государственной думы идут десятки возмущенных писем от ветеранских организаций, в которых преобразования называются едва ли не вредительством, нацеленным на развал системы военного образования. Однако в ответ приходят в лучшем случае отписки, а чаще возгласы общественности просто игнорируются.
Еще ни 1 реформа в истории человечества не обходилась без жертв, даже при наиболее чистых помыслах постоянно найдутся недовольные: кто-то не захочет уезжать за собственным вузом в другую часть страны, кто-то будет недоволен новыми условиями обучения. Так или иначе, массы вопросов возможно было избежать, если бы военные госслужащие удосужились четко и внятно объяснять любое свое воздействие. Нет, Минобороны предпочитает просто сокращать численность набора курсантов уже после зачисления, как это было в прошлом г.. К слову, невзирая на то, что военная прокуратура признала подобный подход незаконным, больше всего ребят так и остались не у дел. В этом г. возникла информация, что набора в вузы не будет вовсе, будто бы такое решение было принято также в последний миг - уже после начала приема документов и прохождения абитуриентами медкомиссии. Официального доказательства этому пока нет, однако, принимая во внимание прошлогодний опыт, такое развитие событий весьма вероятно.
Если вам необходим качественный и надежный монтаж отопления в частном доме, тогда наша компания готова предоставить вам свои услуги. Мы предлагаем вам огромные преимущества, комплексный подход к решению задач, гарантированный результат. В своей работе мы используем только новейшее оборудование от ведущих производителей. Заходите к нам на сайт, чтобы получить детальную и полную информацию, грамотные консультации и действительно отличную работу.
Обсудить
Блок в статье:
Криптовалютный рынок переживает резкое падение: причины и прогнозы
16 март 2025, Воскресенье
Крупнейшие падения на крипторынке: ONDO, RENDER, PYTH и JASMY
16 март 2025, Воскресенье
Малярный скотч – как выбрать идеальный вариант для ремонта?
16 март 2025, Воскресенье
Комментарии (0)