Перемены в Суворовских училищах вызвали острую дискуссию
Серьезные перемены, предпринятые руководством минобороны в комплектовании и учебном процессе в Суворовских военных училищах, вызвали в обществе жаркие споры: кого и как обязаны готовить эти учебные заведения? Свои доводы "за" и "против" высказали специалисты "РГ".
Командиры с детства
Игорь Иванов, экс-министр иностранных дел РФ, выпускник Московского суворовского военного училища:
- Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране много экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тематику. При этом считаю необходимым осветить собственную точку зрения на боевую подготовку солдат и офицеров.
Нельзя не согласиться с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - наиболее трудный вопрос", который теперь решает руководство министерства обороны. Абсолютно понятно, что даже наиболее правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть реализованы только в том случае, если армия и флот будут располагать высоко-профессиональным, преданным собственному долгу офицерским корпусом.
Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования с его 300-летней историей, постоянно была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.
Чудилось бы, что еще нужно: развивай оправдавшую себя всей собственной историей уникальную систему суворовского образования. Хотя в министерстве обороны, как известно, избрали другой путь "перемены менталитета командиров".
Смотреть фоторепортаж Татьяны Андреевой
Шеф главного управления кадров минобороны Виктор Горемыкин прямо говорит: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на I-е место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Сейчас никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать лишь в военные учебные заведения".
Понятно, к чему ведут подобные нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Однако тогда училища лишатся собственной сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.
С какой целью это делается? Ведь у нас есть подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их специальной учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, большинство из которых позже должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.
Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить отталкиваясь от собственного своего опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за собственную Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никак.
Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами на самом деле подошла к критической черте невозврата.
Кому доверять реформу?
Виталий Дымарский, корреспондент:
- В преддверие недавнего юбилея Победы страсти кругом Суворовских училищ достигли точки кипения. Формальной причиной для вспышки дискуссионной активности послужили заявления руководителей оборонного ведомства о том, что курсанты не будут привлекаться к участию в параде на Красной площади. Наверняка, на самом деле есть что обсудить. Впрочем в действительности конфликт, как мне представляется, выходит за пределы этой конкретной ситуации.
Не открою крупного секрета, если скажу, что за созданием "нового вида Вооруженных сил", на чем уже не I г. настаивает минобороны, скрывается довольно радикальная военная реформа. Вообще-то единственная на сегодня в россии реальная реформа, отвечающая требованию модернизации, то есть смотрящая вперед, а не назад.
Словно в течение 3-х столетий развития в РФ военного образования его формы и содержание не претерпевали изменений сообразно внешним и внутренним условиям. К слову: I-я реорганизация кадетского корпуса, созданного в 1732 г., была проведена уже ч/з 11 лет, еще 1 - при Екатерине II, дальше - почти при каждом новом российском правителе...
Спрашивается: по какой причине же Нахимовские и Суворовские училища, появившиеся на свет в специфическое время (1943 г.) и в особенных обстоятельствах (в районах, освобожденных от нацистской оккупации), нужно обрекать на застой, на существование в качестве музейного экспоната с надписью "Руками не трогать!"? Собственно говоря, тот же вопрос возможно отнести ко всей Отечественной армии, по большей части сохраняющей до сих пор порядки и нравы, заложенные Троцким и Фрунзе. И тот факт, что она одержала Великую Победу в 1945 г., никак не гарантирует ее сегодняшнюю эффективность.
Споры же о том, нужно ли суворовцам принимать участие в парадах, напоминают старый военный анекдот, когда командир заявляет солдатам: "Вы посмотрите на себя - сапоги не чищены, воротнички грязные! А если противники объявят войну?!" Если выбор стоит т.о., то шагистика, доведенная до совершенства ценой некоторого количества месяцев бесконечных тренировок на плацу, вряд ли поднимет боеспособность армии, заменив собою познания, нужные современному офицеру современной армии.
Все вышесказанное вовсе не обозначает, что предлагаемая реформа военного образования, как и весь "новый вид", совершенна. Важно лишь определить исходные позиции для дальнейшего критического обсуждения. Применительно к нашей теме нужно в первую очередь ответить на главные вопросы: какие военные учебные заведения нужны? Для чего? Какие кадры там готовить? Кто должен их готовить?
Пока же получается, что любые предложения по реформе отвергаются с порога - лишь посему, что ранее было иначе.
Может, на самом деле не только лишь война, но еще и реформа - чересчур серьезное дело, чтоб доверять его военным.
Школьный класс в погонах
Тамара Фральцова, зам. начальника Главного управления кадров минобороны РФ:
- В последнее время в нашем обществе, средствах массовой информации обсуждаются перемены, происходящие в Суворовских, Нахимовских военных училищах и кадетских корпусах. На самом деле, училища ожидают перемены, по большей части концептуального характера, однако лишь это - не чья-то прихоть или чей-то каприз. Это - веление времени.
Всем неплохо известно, что Нахимовские и Суворовские училища возникли в годы ВО прежде всего для того, чтоб воспитывать и обучать детей, потерявших родителей на полях сражений. Однако уже очень скоро они стали, пожалуй, самыми желанными и престижными учебными заведениями для подростков Советского Союза. Изменились и условия приема в училища. Неизменной осталась их высокая миссия - воспитывать достойных граждан страны. И кто же будет в здравом уме от этого отказываться!
Лишь не стоит забывать, что сейчас мы живем в другом мире, другом государстве, что идет создание нового вида Вооруженных сил. Отнюдь не все родители могут дать собственным детям возможность получить качественное образование. Скажем прямо, достаточно остро стоит эта сложность и в семьях военнослужащих. Не сокращается и количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вот мы и подошли к главному. Для нас сейчас Суворовские, Нахимовские военные училища, кадетские корпуса - место, где офицеры, члены их семей имеют возможность прежде всего дать детям качественное общегражданское образование. У нас теперь практически 2 10-ка училищ и кадетских корпусов, в каждом в среднем по шестьсот воспитанников. Очевидно, что военные вузы просто не способны принять такое число поступающих. Да это и не требуется. Задача, повторюсь, прежде всего заключается в том, чтоб военнослужащие, в особенности в отдаленных гарнизонах, имели возможность целиком сосредоточиться на выполнении профессиональных задач и быть при том спокойными за воспитание и обучение своих детей. Статус Суворовских училищ и кадетских корпусов сохраняется, как и их нахождение в ведении минобороны РФ. Исторически сложившаяся форма одежды суворовцев с погонами и лампасами к тому же остается их фирменным атрибутом.
Вряд ли возможно считать ошибочным и исключение должностей военнослужащих из штатов Суворовских училищ. По большей части оно обусловлено сокращением общей численности офицерского состава в Вооруженных силах. При этом это позволяет назначать на должности воспитателей офицеров запаса, имеющих богатый жизненный и служебный опыт. Более того, предусмотрено дополнительное введение должностей педагогов-психологов, педагогов-учредителей, педагогов так называемого дополнительного образования. Помимо того, сейчас Суворовские училища могут привлекать для реализации учебной программы лучших учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, работников научно-исследовательских организаций, учреждений культуры.
И, наконец, последнее. Массы волнует вопрос: по какой причине суворовцы и нахимовцы уже 2 г. не принимают участие в военных парадах на Красной площади. Тут кое-кто снова увидел чьи-то "козни". Однако если они и есть, то имя им - учебный процесс. Подготовка к параду занимает около 3-х месяцев ежедневных тренировок, что приводит к длительному отрыву ребят от плановых занятий (около 15 % годового учебного времени), крупным физическим и эмоциональным нагрузкам. Помимо того, для обучающихся 9 и 11-х классов в этот период наступает наиболее горячая пора подготовки к государственной итоговой аттестации.
В стороне от праздничных торжеств суворовцы, естественно, кадеты, нахимовцы, не останутся. Лучших воспитанников приглашаем и будем звать на военные парады в Москву. Однако не в качестве участников, а в качестве гостей.
Командиры с детства
Игорь Иванов, экс-министр иностранных дел РФ, выпускник Московского суворовского военного училища:
- Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране много экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тематику. При этом считаю необходимым осветить собственную точку зрения на боевую подготовку солдат и офицеров.
Нельзя не согласиться с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - наиболее трудный вопрос", который теперь решает руководство министерства обороны. Абсолютно понятно, что даже наиболее правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть реализованы только в том случае, если армия и флот будут располагать высоко-профессиональным, преданным собственному долгу офицерским корпусом.
Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования с его 300-летней историей, постоянно была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.
Чудилось бы, что еще нужно: развивай оправдавшую себя всей собственной историей уникальную систему суворовского образования. Хотя в министерстве обороны, как известно, избрали другой путь "перемены менталитета командиров".
Смотреть фоторепортаж Татьяны Андреевой
Шеф главного управления кадров минобороны Виктор Горемыкин прямо говорит: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на I-е место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Сейчас никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать лишь в военные учебные заведения".
Понятно, к чему ведут подобные нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Однако тогда училища лишатся собственной сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.
С какой целью это делается? Ведь у нас есть подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их специальной учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, большинство из которых позже должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.
Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить отталкиваясь от собственного своего опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за собственную Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никак.
Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами на самом деле подошла к критической черте невозврата.
Кому доверять реформу?
Виталий Дымарский, корреспондент:
- В преддверие недавнего юбилея Победы страсти кругом Суворовских училищ достигли точки кипения. Формальной причиной для вспышки дискуссионной активности послужили заявления руководителей оборонного ведомства о том, что курсанты не будут привлекаться к участию в параде на Красной площади. Наверняка, на самом деле есть что обсудить. Впрочем в действительности конфликт, как мне представляется, выходит за пределы этой конкретной ситуации.
Не открою крупного секрета, если скажу, что за созданием "нового вида Вооруженных сил", на чем уже не I г. настаивает минобороны, скрывается довольно радикальная военная реформа. Вообще-то единственная на сегодня в россии реальная реформа, отвечающая требованию модернизации, то есть смотрящая вперед, а не назад.
Словно в течение 3-х столетий развития в РФ военного образования его формы и содержание не претерпевали изменений сообразно внешним и внутренним условиям. К слову: I-я реорганизация кадетского корпуса, созданного в 1732 г., была проведена уже ч/з 11 лет, еще 1 - при Екатерине II, дальше - почти при каждом новом российском правителе...
Спрашивается: по какой причине же Нахимовские и Суворовские училища, появившиеся на свет в специфическое время (1943 г.) и в особенных обстоятельствах (в районах, освобожденных от нацистской оккупации), нужно обрекать на застой, на существование в качестве музейного экспоната с надписью "Руками не трогать!"? Собственно говоря, тот же вопрос возможно отнести ко всей Отечественной армии, по большей части сохраняющей до сих пор порядки и нравы, заложенные Троцким и Фрунзе. И тот факт, что она одержала Великую Победу в 1945 г., никак не гарантирует ее сегодняшнюю эффективность.
Споры же о том, нужно ли суворовцам принимать участие в парадах, напоминают старый военный анекдот, когда командир заявляет солдатам: "Вы посмотрите на себя - сапоги не чищены, воротнички грязные! А если противники объявят войну?!" Если выбор стоит т.о., то шагистика, доведенная до совершенства ценой некоторого количества месяцев бесконечных тренировок на плацу, вряд ли поднимет боеспособность армии, заменив собою познания, нужные современному офицеру современной армии.
Все вышесказанное вовсе не обозначает, что предлагаемая реформа военного образования, как и весь "новый вид", совершенна. Важно лишь определить исходные позиции для дальнейшего критического обсуждения. Применительно к нашей теме нужно в первую очередь ответить на главные вопросы: какие военные учебные заведения нужны? Для чего? Какие кадры там готовить? Кто должен их готовить?
Пока же получается, что любые предложения по реформе отвергаются с порога - лишь посему, что ранее было иначе.
Может, на самом деле не только лишь война, но еще и реформа - чересчур серьезное дело, чтоб доверять его военным.
Школьный класс в погонах
Тамара Фральцова, зам. начальника Главного управления кадров минобороны РФ:
- В последнее время в нашем обществе, средствах массовой информации обсуждаются перемены, происходящие в Суворовских, Нахимовских военных училищах и кадетских корпусах. На самом деле, училища ожидают перемены, по большей части концептуального характера, однако лишь это - не чья-то прихоть или чей-то каприз. Это - веление времени.
Всем неплохо известно, что Нахимовские и Суворовские училища возникли в годы ВО прежде всего для того, чтоб воспитывать и обучать детей, потерявших родителей на полях сражений. Однако уже очень скоро они стали, пожалуй, самыми желанными и престижными учебными заведениями для подростков Советского Союза. Изменились и условия приема в училища. Неизменной осталась их высокая миссия - воспитывать достойных граждан страны. И кто же будет в здравом уме от этого отказываться!
Лишь не стоит забывать, что сейчас мы живем в другом мире, другом государстве, что идет создание нового вида Вооруженных сил. Отнюдь не все родители могут дать собственным детям возможность получить качественное образование. Скажем прямо, достаточно остро стоит эта сложность и в семьях военнослужащих. Не сокращается и количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вот мы и подошли к главному. Для нас сейчас Суворовские, Нахимовские военные училища, кадетские корпуса - место, где офицеры, члены их семей имеют возможность прежде всего дать детям качественное общегражданское образование. У нас теперь практически 2 10-ка училищ и кадетских корпусов, в каждом в среднем по шестьсот воспитанников. Очевидно, что военные вузы просто не способны принять такое число поступающих. Да это и не требуется. Задача, повторюсь, прежде всего заключается в том, чтоб военнослужащие, в особенности в отдаленных гарнизонах, имели возможность целиком сосредоточиться на выполнении профессиональных задач и быть при том спокойными за воспитание и обучение своих детей. Статус Суворовских училищ и кадетских корпусов сохраняется, как и их нахождение в ведении минобороны РФ. Исторически сложившаяся форма одежды суворовцев с погонами и лампасами к тому же остается их фирменным атрибутом.
Вряд ли возможно считать ошибочным и исключение должностей военнослужащих из штатов Суворовских училищ. По большей части оно обусловлено сокращением общей численности офицерского состава в Вооруженных силах. При этом это позволяет назначать на должности воспитателей офицеров запаса, имеющих богатый жизненный и служебный опыт. Более того, предусмотрено дополнительное введение должностей педагогов-психологов, педагогов-учредителей, педагогов так называемого дополнительного образования. Помимо того, сейчас Суворовские училища могут привлекать для реализации учебной программы лучших учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, работников научно-исследовательских организаций, учреждений культуры.
И, наконец, последнее. Массы волнует вопрос: по какой причине суворовцы и нахимовцы уже 2 г. не принимают участие в военных парадах на Красной площади. Тут кое-кто снова увидел чьи-то "козни". Однако если они и есть, то имя им - учебный процесс. Подготовка к параду занимает около 3-х месяцев ежедневных тренировок, что приводит к длительному отрыву ребят от плановых занятий (около 15 % годового учебного времени), крупным физическим и эмоциональным нагрузкам. Помимо того, для обучающихся 9 и 11-х классов в этот период наступает наиболее горячая пора подготовки к государственной итоговой аттестации.
В стороне от праздничных торжеств суворовцы, естественно, кадеты, нахимовцы, не останутся. Лучших воспитанников приглашаем и будем звать на военные парады в Москву. Однако не в качестве участников, а в качестве гостей.
Множество людей изо дня в день дают объявления в газеты - требуется домработница, и множество людей ежедневно разочаровываются в тех, кто пришел к ним выполнять домашнюю работу. Неверно считать, что любая женщина может быть действительно хорошей домработницей, и многие уже убедились, что для работы дома нужен настоящий профессионал. В нашем агентстве работают только специально подготовленные люди, с опытом!
Обсудить
Блок в статье:
MineStream о халвинге криптовалюты
26 ноябрь 2024, Вторник
Как выбрать идеальные женские ботинки для сноуборда?
24 ноябрь 2024, Воскресенье
Генпрокуратура России подала иск к Shell по делу «Сахалин-2»
24 ноябрь 2024, Воскресенье
Комментарии (0)