» » Станислав Тарасов: Удастся ли Москве пройти через турецкое "минное поле"

Станислав Тарасов: Удастся ли Москве пройти через турецкое "минное поле"

12 май 2010, Среда
0
0
I официальный визит президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию долго и тщательно готовился. Стороны долго и внимательно присматривались друг к другу, чтоб подготовить решения прорывного свойства. Все взяло начало с того, когда в I-х числах августа 2009 г. премьер РФ Владимир Путин сделал рабочий блиц-визит в Анкару. При этом к этому маневру был подключен и глава правительства Италии Сильвио Берлускони. Москва предложила Анкаре проект строительства газопровода "Голубой поток-2" с перспективой его вывода на Израиль и Европу. Одновременно Турция приглашалась к участию в строительстве "Ю. потока". РФ тоже была готова построить нефтепровод "Самсун-Джехан", газовое хранилище под озером Тузгелю, начать на территории Турции строительство АЭС.

Турция понимала, что для РФ, оказавшейся в то время под "газовым прессингом" Украины, важно было обеспечить для себя обходной маневр и добиться доступа к турецким территориальным водам для строительства газопровода "Южный поток". Однако Турция свое согласие на прокладку "Ю. потока" в своих территориальных водах обусловила строительством трубопровода Самсун - Джейхан. РФ приняла это предложение. В ситуации, когда решалась судьба 2-х конкурирующих м/у собою проектов газопроводов - "Ю. потока" и NABUCCO - для РФ было предпочтительнее не только лишь нейтрализовать Турцию, однако сделать ситуацию, при которой Туркмения и Азербайджан не успевали бы в срок подготовиться к осуществлению проекта NABUCCO.

Турция тогда владела инициативой и ставила задачу, как писала газета Sabah, стать главным транзитным пунктом для потоков энергоресурсов в системе РФ - Кавказ - Центральная Азия - Европа. Это не только лишь заметно увеличивало ее геополитическую роль на Ближнем В., но еще и, с опорой на складывающееся нестандартное сотрудничество с Россией, позволяло приступить к ведению более самостоятельной внешней политики. Не просто так на период после визита Владимира Путина приходятся главные достижения во внешней политике этой страны.

В окт. 2009 г. состоялось I-е заседание Совета по стратегическому партнерству м/у Турцией и Сирией. Стороны тогда подписали соглашение о введении безвизового режима, приступили к партнерству в сфере энергетики, стали проводить совместные военные учения. Турция попыталась сыграть и роль посредника в урегулировании ближневосточного конфликта, в т.ч., в возможном урегулировании сирийско-израильских отношений, и в рамках внутрипалестинского диалога м/у движениями ФАТХ и "Хамас". При том улучшение отношений с Сирией стало покупать стратегическое значение с позиции региональной политики, так как ч/з Дамаск Анкара выходила одновременно и на Москву, и на Тегеран.

Успешным возможно считать бросок Анкары и на иракском направлении. В осеннее время 2009 г. в Багдаде было проведено объединенное заседание кабинетов министров Турции и Ирака. Тогда было сообщено о планах по продлению железнодорожной ветки Стамбул - Багдад до Бахрейна, что позволяет связать железнодорожным сообщением Европу со странами Персидского залива. Третьим, не меньше важным направлением, стала активизация сотрудничества м/у Турцией и Ираном, появление проектов по созданию зоны свободной торговли на границе 2-х стран. При том Анкара высказалась, что не разделяет опасения Запада сравнительно атомной программы Тегерана, и призвала решать эту проблему политико-дипломатическими средствами. К слову, в эту новую внешнеполитическую систему органично вписывался и армяно-турецкий диалог по улучшению взаимоотношений.

I-я версия подходов Турции к так называемому общекавказскому разрешению сводилась к разведению проблем карабахского урегулирования и нормализации отношений с Арменией. Примечательно, что во всех перечисленных направлениях, включая и российское, в основе турецкой внешней политики лежал фактор расширения экономического сотрудничества Турции, в первую очередь, с соседними странами. Как сказал на пресс-конференции в Анкаре президент РФ Медведев, "в этот период произошла радикальная смена в характере отношений м/у Турцией и Россией", что дало возможность президенту Турции Абдулле Гюлю в итоге 2009 г. дать понять, что наступило время для пересмотра отношений Турции и ЕС.

Хотя режиму Гюлю - Эрдогана не получилось прорваться на кавказском направлении - довести процесс нормализации отношений с Арменией до логического окончания. Из-за этого США и РФ, поддерживавшие во массы начинаниях Турцию, стали повышать планки ожиданий по отношению к этой стране. В этом контексте нынешний визит главы РФ Дмитрия Медведева в Турцию качественно отличался от визита Владимира Путина.

Дело в том, что после прихода к власти в Киеве команды Виктора Януковича, "турецкий коридор" для вывода отечественных энергоресурсов на внешний рынок утратил, как, вероятно, считают в Кремле, прежнюю острую актуальность. Не просто так накануне визита Дмитрия Медведева Турция активизировала собственную деятельность в направлении осуществления конкурирующего с "Южным потоком" проектом NABUCCO. В Баку сегодня ведет подготовку соглашение, которое будет подписано 16 мая в ходе визита в Азербайджан премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Точно тоже нельзя считать случайным, что именно сегодня Азербайджан решил снять все трудности с ценами на поставляемый газ в Турцию, а новый документ позволяет приступить к разработкам месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. За этим, как сообщают турецкие СМИ, Анкара намеревается начать активные переговоры с Туркменией, Ираном и Ираком о поставках газа ч/з NABUCCO. По заключению экспертов, такой сценарий толкает Турцию вступать на путь конкуренции с Россией не только лишь на Кавказе, но еще и к нейтрализации проекта строительства арабского газопровода, по которому планируется поставлять газ в Сирию и Египет. То есть речь ведется именно о том проекте, который накануне в Дамаске активно лоббировал президент Медведев.

В таких условиях Медведев в Анкаре вынужден был действовать по принципу остаточного свойства, то есть говорить более о партнерстве в энергетической сфере. Речь ведется, в первую очередь, о сооружении газопроводов "Южный поток" и "Голубой поток-2", нефтепровода Самсун-Джейхан, строительстве АЭС на территории Турции, создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. В то же время стороны подписали большое количество двусторонних соглашений, которые касаются области транспорта, сельского хозяйства, образования, энергетики, туризма, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Однако РФ в Турции приходится трудиться с определенной оглядкой и по иным причинам. Как ни крути, а Турция вступила в непростой период собственной новейшей истории, когда в процессе предстоящего народного голосования и парламентских выборов может произойти перегруппировка сил в высших эшелонах власти. Если такое случится, то возможно будет говорить и о смене векторов во внешней политике Турции. Думаю снова-таки не просто так именно накануне визита Дмитрия Медведева в Турции резко обострилось противостояние м/у правящей партией "Справедливость и развитие" и Народно-Республиканской партией (НРП), которую возглавлял Дениз Байкал. Раньше он грозил премьер-министру Реджепу Эрдогану разоблачениями в взяточничества. Сейчас сам Байкал попался на сексуальном скандале. В турецкой газете Vakit и иных общедоступных online-источниках возникли кадры с интимными сценами из жизни Дениза Байкала и его соратницы по партии Несрин Байток. По всем признакам, речь ведется о классической операции, проведенной против Байкала турецкими спецслужбами.

Напомним, что НРП была создана первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком и считает себя защитницей светских ценностей. Она традиционно располагается в тесной связи с военной элитой, которая активно выступает против "политики исламизации", осуществляемой режимом Гюля - Эрдогана. Это обстоятельство накладывает определенный отпечаток и на характер взаимоотношений РФ с Турцией, ведь именно при "исламистах" сотрудничество м/у 2-мя странами стало развиваться бурными темпами. В 2008 г. РФ была наиболее большим партнером Турции с торговым оборотом в 38 млрд. $.

Прямые взаимные инвестиции м/у странами составили 10 млрд., а стоимость подрядов турецких строительных фирм в РФ достигла 31 млрд. $. Сейчас на словах сторонами обозначена амбициозная задача - довести объем торгово-экономического сотрудничества до 100 млрд. в г., что сопряжено с кооперацией хозяйственно-экономических комплексов 2-х стран. Однако это будет в большей степени зависеть не столько от усилий бизнес-сообщества 2-х стран, сколько от дальнейшего хода событий внутри самой Турции.
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)