Наша армия превращается в студенческую и рабоче-крестьянскую
Замначальника русского Генштаба Василий Смирнов рассказал, что Минобороны предлагает увеличить срок весеннего призыва граждан на военную службу до окончания августа, поднять планку призывного возраста с 27 до 30 лет и внести ряд иных изменений в систему комплектования Вооруженных сил. Важнейшая причина в том, что отечественной армии остро не хватает призывников. Комментирует руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.
Призыв: образовательный и имущественный ценз
Мнение: "Скоро мигрантам из СНГ будут давать российское гражданство в обмен на службу в нашей армии"
РФ сегодня вступила в демографическую яму, и в этой яме она будет находиться еще не наименее 5-6 лет. В данном случае нужно было четко понять, какая нам нужна армия, однако ранее определить, какие существуют реальные угрозы.
Нам говорят, что НАТО неприятель, однако в действительности это не так. НАТО сократил собственную группировку приблизительно на 60% (хотя, русская армия также сократила ленинградские и московские округа - приблизительно на 40%). И настоящий неприятель там, где конфликты - а они на юге, у наших южных соседей.
Раз мы вступили в демографическую яму, из нее возможно выбраться 2-мя способами. Или посчитать, какая нужна армия, и сократить призыв, или ничего не считать и увеличить призыв. Мы пойдем по самому худшему варианту, если увеличим срок призыва до 30 лет и лишим всех студентов всяческих поблажек.
Оптимизация военного образования, которая предполагает сокращение числа военных кафедр с нынешних 229 до 68, нанесет колоссальный урон в подготовке специалистов новых специальностей для отечественной армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке разорвать отношения с Министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры в 35 отечественных высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), которые будут готовить как офицеров запаса, так и офицеров для службы в Вооруженных силах.
С первого взгляда, логично при переизбытке офицеров запаса сократить лишние, по заключению военных, военные кафедры и студенческую армию в 170 000 человек, которая теперь проходит обучение на таких кафедрах: ведь по некоторым специальностям за многие годы подготовлено до 17 мобилизационных комплектов.
В действительности переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов по их отношению к службе в армии на 3 сорта. Выпускники "вузов 1-го сорта" (тех наиболее, где сохранятся военные кафедры) по окончании военной кафедры тут же будут отправлены в запас. В этот перечень вошли 12 столичных вузов, 5 петербургских, по 2 учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще из 14 городов РФ.
Ко "второму сорту" отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать договор с Минобороны. Договор обозначает для них повышенную стипендию в период обучения (в 5 раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не наименее 3-х лет. Если же выпускник захочет разорвать договор, ему будет нужно вернуть стипендию в полном объеме.
Другие вузы относятся к "третьему сорту". Их выпускники будут призываться и служить в армии на обычных должностях. Буквально речь ведется о введении (пускай негласно) своеобразного имущественного ценза: выходец из деревенской местности, пускай талантливый и одаренный, однако не имеющий средств (а поступить в питерский или московский институт с периферийным образованием без взятки практически невозможно), гарантированно попадает в армию на солдатские должности. Городские молодые люди при полном отсутствии способностей имеют возможность или вообще избежать призыва, или, получив образование в элитном вузе, немедленно уйти в запас. Армия при том превращается в "студенческую - рабоче-крестьянскую". Логика армейского руководства проста и понятна. "Нам не нужен командир взвода, подготовленный в гражданском вузе, а вот офицеры-интеллигенты, программисты, компьютерщики нужны, и по сути, они будут заниматься тем же делом, что на "гражданке", однако лишь в военной форме с 9:00 до 18:00", - заявил шеф Службы воспитательной и кадровой работы Николай Панков. Неплохо бы - однако в реальной жизни так не бывает.
Не останавливаясь на моральных оценках подобного произвольного деления высших учебных заведений РФ, думаю, что эти перечни нуждаются в серьезной корректировке по той простой причине, что это подрывает и безопасность РФ, и боеготовность армии.
В каком полку служить
Я немало лет преподаю и когда-то проводил опрос из студентов 1-3-го курсов - они все наотрез отказываются идти в армию. А вот студенты 4-го и 5-го курсов уже готовы пойти служить. Требуется понимать, что мальчик, который идет в университет в 18 лет, и уже практически мужчина, который его оканчивает в 23 г., - это 2 абсолютно различных человека. Я убежден, что в РФ требуется изменить возраст призыва. Ранее служить забирали в 21 г.. Дело в том, что мальчик в возрасте от 18 и приблизительно до 21 г. конфликтует со всем миром, в частности и с собою. Однако если дать возможность человеку доучиться, то к 23 годам он, вероятнее всего, окончит институт, а кто не желает учиться, тот никогда и не будет. Нам необходимо добиться 2-х вещей: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать возможность нашему военно-промышленному комплексу научить высокообразованных специалистов военному делу.
Однако для этого армию требуется реформировать, усовершенствовать.
Армия, в сущности, не может проводить модернизацию. Я считаю, что нужно поступить так, как поступал Петр I. Он понял, что стрелецкие войска не модернизируются. Он их оставил и стал создавать 2 полка -Преображенский и Семеновский. Из таких полков выросла новая русская армия. РФ сегодня было нужно поступать так же: оставить армию, которая не модернизируется, и заняться созданием новых отдельных частей и подразделений. Однако РФ пробует сделать новую армейскую структуру и построить новую систему вооружения - впрочем уже трижды не выполняла программу по новым вооружениям.
Сегодня нужно прежде всего дать нашему ВПК образцы вооружения, которое на самом деле требуется армии. Военно-промышленный комплекс это вооружение должен сделать - и отдать в приоритетном порядке в училища и академии. А когда офицеры и сержанты научатся обращаться с этим оружием нового образца, оно должно начать поступать в части. И лишь тогда возможно будет говорить о реформировании армии.
На сегодня министр обороны абсолютно непригоден. То, что он пробует наладить контакт с обществом, абсолютно очевидно. Однако то, как он это делает, у меня вызывает изумление. Все недоработки в устройстве отечественной армии сегодня уже абсолютно очевидны. Когда шеф управления кадров не может объяснить, к чему обязаны готовить в военных училищах и академиях, это вызывает недоумение и наводит на мысль, что человек просто не знает предмета, за который ему поручено отвечать.
Военная наука на излете. В этом г. в отечественной армии не будет военных интеллигентов. Военный интеллигент - человек, который отучился в училище, после в академии, после этого окончил Академию Генерального штаба. Все командиры дивизий, полков, отдельных батальонов имели академическое образование. Сегодня ситуация складывается достаточно любопытная: сокращают курсы до одного г., объясняя это недостатком слушателей. Я убежден: получить академическое военное образование за 1 г. нереально. Пытаться обучить профессионала с высшим военным образованием за 1 г. - бесполезно. При том мы не обращаем внимания на солдат. Мы не понимаем, для каких именно целей служит наша армия, мы не посчитали, сколько нам необходимо солдат и сержантов, мы не сумели подготовить военную технику, и мы до сих пор еще не имеем хорошей нормативной базы. Также мы говорим о контрактной армии. Лично я категорически против подобный армии. Контрактники - призывники, которые не сумели устроиться на работу. Мы всерьез люмпенизируем военный институт.
Я только отрицательно отношусь к предложениям Минобороны. Сперва мы обязаны определить угрозу. После этого требуется определить состав армии - нереально сделать, не понимая угроз. Если мы сможем разобраться как минимум с этими 2-мя пунктами, договор сократится вдвое.
Призыв: образовательный и имущественный ценз
Мнение: "Скоро мигрантам из СНГ будут давать российское гражданство в обмен на службу в нашей армии"
РФ сегодня вступила в демографическую яму, и в этой яме она будет находиться еще не наименее 5-6 лет. В данном случае нужно было четко понять, какая нам нужна армия, однако ранее определить, какие существуют реальные угрозы.
Нам говорят, что НАТО неприятель, однако в действительности это не так. НАТО сократил собственную группировку приблизительно на 60% (хотя, русская армия также сократила ленинградские и московские округа - приблизительно на 40%). И настоящий неприятель там, где конфликты - а они на юге, у наших южных соседей.
Раз мы вступили в демографическую яму, из нее возможно выбраться 2-мя способами. Или посчитать, какая нужна армия, и сократить призыв, или ничего не считать и увеличить призыв. Мы пойдем по самому худшему варианту, если увеличим срок призыва до 30 лет и лишим всех студентов всяческих поблажек.
Оптимизация военного образования, которая предполагает сокращение числа военных кафедр с нынешних 229 до 68, нанесет колоссальный урон в подготовке специалистов новых специальностей для отечественной армии. Министр обороны принял решение в одностороннем порядке разорвать отношения с Министерством образования, предупредив, что сохранятся военные кафедры в 35 отечественных высших учебных заведениях, где будет осуществляться подготовка офицеров запаса. Еще в 33 гражданских вузах военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), которые будут готовить как офицеров запаса, так и офицеров для службы в Вооруженных силах.
С первого взгляда, логично при переизбытке офицеров запаса сократить лишние, по заключению военных, военные кафедры и студенческую армию в 170 000 человек, которая теперь проходит обучение на таких кафедрах: ведь по некоторым специальностям за многие годы подготовлено до 17 мобилизационных комплектов.
В действительности переход на новую систему подготовки офицеров запаса вводит деление вузов по их отношению к службе в армии на 3 сорта. Выпускники "вузов 1-го сорта" (тех наиболее, где сохранятся военные кафедры) по окончании военной кафедры тут же будут отправлены в запас. В этот перечень вошли 12 столичных вузов, 5 петербургских, по 2 учебных заведения Казани и Новосибирска и по одному еще из 14 городов РФ.
Ко "второму сорту" отнесены 33 вуза, при поступлении в которые молодые люди будут заключать договор с Минобороны. Договор обозначает для них повышенную стипендию в период обучения (в 5 раз выше общефедеральной) и службу на офицерских должностях не наименее 3-х лет. Если же выпускник захочет разорвать договор, ему будет нужно вернуть стипендию в полном объеме.
Другие вузы относятся к "третьему сорту". Их выпускники будут призываться и служить в армии на обычных должностях. Буквально речь ведется о введении (пускай негласно) своеобразного имущественного ценза: выходец из деревенской местности, пускай талантливый и одаренный, однако не имеющий средств (а поступить в питерский или московский институт с периферийным образованием без взятки практически невозможно), гарантированно попадает в армию на солдатские должности. Городские молодые люди при полном отсутствии способностей имеют возможность или вообще избежать призыва, или, получив образование в элитном вузе, немедленно уйти в запас. Армия при том превращается в "студенческую - рабоче-крестьянскую". Логика армейского руководства проста и понятна. "Нам не нужен командир взвода, подготовленный в гражданском вузе, а вот офицеры-интеллигенты, программисты, компьютерщики нужны, и по сути, они будут заниматься тем же делом, что на "гражданке", однако лишь в военной форме с 9:00 до 18:00", - заявил шеф Службы воспитательной и кадровой работы Николай Панков. Неплохо бы - однако в реальной жизни так не бывает.
Не останавливаясь на моральных оценках подобного произвольного деления высших учебных заведений РФ, думаю, что эти перечни нуждаются в серьезной корректировке по той простой причине, что это подрывает и безопасность РФ, и боеготовность армии.
В каком полку служить
Я немало лет преподаю и когда-то проводил опрос из студентов 1-3-го курсов - они все наотрез отказываются идти в армию. А вот студенты 4-го и 5-го курсов уже готовы пойти служить. Требуется понимать, что мальчик, который идет в университет в 18 лет, и уже практически мужчина, который его оканчивает в 23 г., - это 2 абсолютно различных человека. Я убежден, что в РФ требуется изменить возраст призыва. Ранее служить забирали в 21 г.. Дело в том, что мальчик в возрасте от 18 и приблизительно до 21 г. конфликтует со всем миром, в частности и с собою. Однако если дать возможность человеку доучиться, то к 23 годам он, вероятнее всего, окончит институт, а кто не желает учиться, тот никогда и не будет. Нам необходимо добиться 2-х вещей: позволить человеку получить высшее образование и в то же время дать возможность нашему военно-промышленному комплексу научить высокообразованных специалистов военному делу.
Однако для этого армию требуется реформировать, усовершенствовать.
Армия, в сущности, не может проводить модернизацию. Я считаю, что нужно поступить так, как поступал Петр I. Он понял, что стрелецкие войска не модернизируются. Он их оставил и стал создавать 2 полка -Преображенский и Семеновский. Из таких полков выросла новая русская армия. РФ сегодня было нужно поступать так же: оставить армию, которая не модернизируется, и заняться созданием новых отдельных частей и подразделений. Однако РФ пробует сделать новую армейскую структуру и построить новую систему вооружения - впрочем уже трижды не выполняла программу по новым вооружениям.
Сегодня нужно прежде всего дать нашему ВПК образцы вооружения, которое на самом деле требуется армии. Военно-промышленный комплекс это вооружение должен сделать - и отдать в приоритетном порядке в училища и академии. А когда офицеры и сержанты научатся обращаться с этим оружием нового образца, оно должно начать поступать в части. И лишь тогда возможно будет говорить о реформировании армии.
На сегодня министр обороны абсолютно непригоден. То, что он пробует наладить контакт с обществом, абсолютно очевидно. Однако то, как он это делает, у меня вызывает изумление. Все недоработки в устройстве отечественной армии сегодня уже абсолютно очевидны. Когда шеф управления кадров не может объяснить, к чему обязаны готовить в военных училищах и академиях, это вызывает недоумение и наводит на мысль, что человек просто не знает предмета, за который ему поручено отвечать.
Военная наука на излете. В этом г. в отечественной армии не будет военных интеллигентов. Военный интеллигент - человек, который отучился в училище, после в академии, после этого окончил Академию Генерального штаба. Все командиры дивизий, полков, отдельных батальонов имели академическое образование. Сегодня ситуация складывается достаточно любопытная: сокращают курсы до одного г., объясняя это недостатком слушателей. Я убежден: получить академическое военное образование за 1 г. нереально. Пытаться обучить профессионала с высшим военным образованием за 1 г. - бесполезно. При том мы не обращаем внимания на солдат. Мы не понимаем, для каких именно целей служит наша армия, мы не посчитали, сколько нам необходимо солдат и сержантов, мы не сумели подготовить военную технику, и мы до сих пор еще не имеем хорошей нормативной базы. Также мы говорим о контрактной армии. Лично я категорически против подобный армии. Контрактники - призывники, которые не сумели устроиться на работу. Мы всерьез люмпенизируем военный институт.
Я только отрицательно отношусь к предложениям Минобороны. Сперва мы обязаны определить угрозу. После этого требуется определить состав армии - нереально сделать, не понимая угроз. Если мы сможем разобраться как минимум с этими 2-мя пунктами, договор сократится вдвое.
Обсудить
Блок в статье:
Индия - страна бизнес-возможностей
23 апрель 2024, Вторник
Биржи Европы растут вслед за рынками Азии
14 апрель 2024, Воскресенье
«Ростелеком» может получить полный контроль над Tele2, сообщили СМИ
14 апрель 2024, Воскресенье
Комментарии (0)